Начнем с того, что процесс продажи и покупки недвижимости кардинально отличаются. Поэтому начнем с ответа на вопрос: - "Какие основные этапы продажи недвижимости?"
Реклама объектаРазместить объявление о продаже. На любом из специализированных сайтов по недвижимости Беларуси, а лучше сразу на нескольких. Тщательно прописать все параметры вашей квартиры/дома с точки зрения выгоды/интереса для Покупателя. Понимать, что все рекламные площадки сразу или через некоторое время попросят заплатить деньги и далее следить за позицией вашего объявления в списке (чтобы находилось постоянно вверху списка).
Звонки, показыПрием звонков по рекламе. Сразу после выхода рекламы вашего объекта начинаются звонки. Первым делом начнут звонить конечно же агенты. В день по объявлению о столичной квартире может поступить около 200 звонков. Если повезет, среди них пробьется и реальный покупатель. Если ваша квартиру не купили за первые 3-5 дней после выхода рекламы, а жизнь от звонков агентов превратилась в ад, передайте квартиру в продажу самому толковому агенту из тех, кого вы знаете, тех, кто звонил или приходил или кого вам рекомендовали.
Договор задаткаЕсли среди этой какофонии все таки пробился ваш Покупатель, приступайте к составлению договора задатка и снимайте объект с рекламы. Если вы хотите все делать сами, то форму договора задатка найдете в сети. Главные моменты которые следует прописать: возможность возврата задатка и контроль того, что продавец или его представитель, не пропадет после получения денег. В тексте должно быть указано, что задаток засчитывается в счет оплаты по основному договору купли-продажи. Эта сумма может быть прописана как аванс, который не обязует стороны заключать основной договор и в случае отказа любой из сторон должен быть возвращен. Передумать после задатка стоит - Н-ная сумма в размере задатка. Если конечно сможете забрать его у пропавшего "Продавца". (при работе с агентством задаток остается в агентстве (у третьей стороны) под договор хранения).
После подписания предварительного договора продавец готовит все документы для сделки, а покупатель их проверяет. Здесь уместны все законные методы и способы проверки документов и личности продавца. Недостаточно тщательная проверка может оставить покупателя и без денег, и без квартиры. Поэтому на данном этапе самостоятельной проверкой документов следует заниматься весьма глубоко, так как существует масса нюансов, на которые по неопытности можно не обратить внимания. Проверить документы в максимально полном объеме поможет опытный риэлтер.
Документы для проверки - примерный список - так как по каждой сделке может добавиться ряд дополнительных условий, которые надо проверять (браки/разводы, приватизационные действия, наследники и т.д. и т.п.)
- документы удостоверяющие личность/ти собственника/ков;
- свидетельство о государственной регистрации;
- технический паспорт;
- документ, на основании которого возникло право собственности
Продавец обычно ждет только получения денег и считает, что у него все в порядке. Покупатель в данном процессе заинтересован по всем статьям. Если объект проверяет агентство, которое страхует сделку полностью, оно не допустит действий с "неправильной" квартирой. При проверке частенько даже самые "чистые" с виду квартиру, оказывались с двойным дном. Это совсем НЕ означает, что квартиру нельзя покупать, это требует дополнительных процессуальных действий и документов, предупреждающих возможность отсудить эту квартиру в будущем.
Важно также проверить наличие прописанных несовершеннолетних (при выписке нужно подтверждение, что дети не находятся в социально-опасном положении
) сирот, граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности.
Если документы не сохранились, тогда можно заказать выписку из ЕГРН (услуга платная). Но в любом случае эту информацию проверит нотариус или регистратор при заключении сделки.
Если покупка была с привлечением кредита, проверить, погасил ли собственник кредит на приобретение жилья, льготный он был либо нет. Если льготный, тогда у администрации города будет право преимущественной покупки сроком на 5 лет
СделкаПосле удостоверения правомерности документов можно приступать к заключению сделки. Для государственной регистрации сделки нужно обратиться к нотариусу или аттестованному регистратору БТИ. Без их услуг нельзя стать полноценным собственником недвижимости – зарегистрировать договор. При оформлении обе стороны должны иметь паспорта и копию лицевого счета. Лица, указанные в выписке должны дать свое согласие на продажу квартиры.
Договор купли-продажи недвижимости оформляется в трёх экземплярах. Два из которых отдают в руки продавца и покупателя, а третий остается в архивах БТИ. Стороны при регистрации оплачивают госпошлину, обычно в равных долях. В некоторых случаях нужно будет оплатить подоходный налог на продажу квартиры.
Далее проводится расчёт за недвижимость. Об этом действии у нас будет опубликован отдельный пункт.